Взаимодействие с поставщиками

Взаимодействие с поставщиками

Эффективность системы закупок

Обеспечение эффективной закупочной деятельности со стремлением соответствовать принципам устойчивого развития является неотъемлемой частью деятельности КМГ, которая способствует достижению стратегических и операционных целей.

Основными принципами закупочной деятельности Группы компаний КМГ являются соблюдение законодательных и внутренних требований, прозрачность закупок, развитие добросовестной конкуренции и предоставление равных возможностей для контрагентов. Вместе с тем КМГ осуществляет ряд инициатив в закупочной деятельности в поддержку отечественных производителей в рамках реализации Программы содействия модернизации действующих и созданию новых производств.

Закупочная деятельность Группы компаний КМГ регулируется двумя документами:

  • Законом Республики Казахстан от 8 июня 2021 года №47-VII ЗРК «О закупках отдельных субъектов квазигосударственного сектора» (далее — Закон), вступившим в силу с 1 января 2022 года. Закон регулирует базовые принципы и основные положения закупок ТРУ, необходимых для обеспечения функционирования и выполнения уставной деятельности компаний квазигосударственного сектора, в том числе принадлежащих группе АО «Самрук-Қазына»;
  • Порядком осуществления закупок акционерным обществом «Фонд национального благосостояния «Самрук-Қазына» и юридическими лицами, пятьдесят и более процентов голосующих акций (долей участия) которых прямо или косвенно принадлежат АО «Самрук-Қазына» на праве собственности или доверительного управления (далее — Порядок), утвержденным решением совета директоров Фонда от 3 марта 2022 года № 193. Порядок разработан в соответствии со ст. 14 Закона и определяет основные принципы и подходы закупок, общий порядок управления закупочной деятельностью, компетенцию Фонда в сфере управления закупочной деятельностью и оператора Фонда по закупкам, основные требования к процессам закупочной деятельности, определение применимых способов закупки, основания для применения закупки из одного источника, а также детализирует процессы закупочной деятельностиК детализации относятся такие вопросы, как сроки, требования к содержанию документации и проводимым процедурам. по управлению категориями закупок, планированию закупок, управлению и выбору поставщиков, управлению договорами поставок.

Для обеспечения и повышения уровня прозрачности и эффективности на основе самых передовых международных стандартов и технологий в закупочных процедурах Группы компаний КМГ применяется портал «Информационная система электронных закупок» (ИСЭЗ), обеспечивающий беспрепятственный доступ (за отдельными исключениями, в первую очередь связанными с государственной тайной) к информации о закупках всем заинтересованным лицам, равенство возможностей для всех участников закупок.

ИСЭЗ позволяет автоматизировать и стандартизировать все процедуры закупочного цикла (от процесса планирования до управления договорами), сократить время при выполнении задач и ослабить степень влияния человеческого фактора. Электронные закупки облегчают доступ на рынок и, таким образом, способствуют повышению эффективности, росту конкуренции и снижению административной нагрузки и операционных расходов.

Помимо публичного распространения информации о закупках, касающейся закупочных процедур и контрактов на закупки, включая информацию о приглашениях к участию в торгах и условиях заключения договоров, ИСЭЗ позволяет заблаговременно установить требования для участия в конкурентных закупках, включая критерии отбора и правила проведения торгов, и их публикацию. При этом ИСЭЗ обеспечивает эффективную систему внутреннего контроля, включая обжалование результатов закупок в случае несоблюдения правил или процедур, установленных нормативными документами.

Общий объем закупок

Общий объем закупок за 2022 год составил 1 085 234 млн тенге без учета НДС.

Одними из важных аспектов закупочной деятельности КМГ являются сокращение закупок из одного источника и увеличение доли конкурентных закупок. Конкурентные закупки проводятся путем открытого тендера, запроса ценовых предложений, электронного магазина и конкурентных переговоров. По итогам 2022 года сумма конкурентных закупок по заключенным договорам годового плана закупок по Группе компаний КМГ составила 512 млрд тенге. Наряду с этим за последние три года доля конкурентных закупок составила 49 %, что свидетельствует о стремлении КМГ к обеспечению добросовестной конкуренции и целям устойчивого развития.

1 085 млрд тенге
общий объем закупок за 2022 год без учета НДС

Несмотря на стремление развивать конкурентный рынок, доля неконкурентных закупок, осуществляющихся в рамках внутрихолдинговой кооперации и (или) путем одного источника, значительно преобладает.

Конкурентные закупки, млрд тенге, без учета НДСК конкурентным закупкам относятся закупки путем открытого тендера, запроса ценовых предложений, электронного магазина и конкурентных переговоров.
Год Товары Работы и услуги Итого
Сумма Доля, % Сумма Доля, % Сумма Доля, %
2018 137 7 375 19 511 26
2019 169 12 326 23 495 36
2020 168 15 252 23 420 38
2021 162 15 285 27 447 42
2022 237 23 275 26 512 49
Общий объем поставленных ТРУ, включая долгосрочные договоры закупок, и доля местного содержания за год
Год Товары Работы и услуги Итого
Общая сумма (млрд тенге) Доля местного содержания, % Общая сумма (млрд тенге) Доля местного содержания, % Общая сумма (млрд тенге) Доля местного содержания, %
2020 472 71 1 354 86 1 826 82
2021 273 57 943 85 1 216 78
2022 410 58 1 290 90 1 700 82

Предварительный квалификационный отбор потенциальных поставщиков

Совершенствование закупочной деятельности с учетом требований и стандартов казахстанской и международной практики является одной из приоритетных задач для КМГ. Действенным инструментом решения данной задачи является реализация механизма проведения предварительного квалификационного отбора потенциальных поставщиков.

Предварительный квалификационный отбор (ПКО)Потенциальные поставщики, прошедшие процедуру ПКО, по решению комиссии квалификационного органа включаются в Реестр квалифицированных потенциальных поставщиков, размещенный в открытом доступе на портале закупок АО «Самрук-Қазына». — процесс оценки потенциальных поставщиков на предмет соответствия квалификационным требованиям, определенным в соответствии с Порядком осуществления закупок, осуществляемый посредством анкетирования и аудита.

Основными целями ПКО являются выявление квалифицированных, надлежащим образом отобранных поставщиков, повышение эффективности закупок ТРУ для нужд портфельных компаний Фонда.

На сегодняшний день комиссией Фонда по вопросам предварительного квалификационного отбора утверждены 24 категории товаров, работ и услуг для проведения закупок дочерними и зависимыми организациями КМГ способом открытого тендера среди потенциальных поставщиков, прошедших процедуру ПКО.

Категорийные закупки

Управление категориями закупок является процессом выработки комплексного подхода к снижению затрат, связанных с закупочной деятельностью и использованием товаров, работ и услуг, включенных в приоритетные категории.

Категоризация осуществляется путем объединения товаров, работ и услуг в категории закупок по общим признакам предмета закупки и (или) единого рынка потенциальных поставщиков. Категории могут включать как одно, так и несколько наименований товаров, работ и услуг. В качестве приоритетных определяются категории с высоким уровнем затрат, критичности, потенциалом экономии и управляемостью.

Категорийное управление позволяет увеличить потенциал экономии за счет более детального анализа путем разработки и утверждения закупочной категорийной стратегии. Данная стратегия определяет оптимальный подход к закупке товаров, работ и услуг, исходя из максимизации выгод в долгосрочной или краткосрочной перспективе. Закупочные категорийные стратегии должны содержать цели и задачи, анализ внутренней и внешней среды, подходы к управлению категориями закупок, требования к развитию поставщиков, расчет выгод и план реализации.

Категорийное управление позволяет значительно снизить затраты на приобретение и использование товаров, работ и услуг за счет применения стратегического планирования, детального анализа закупаемых товаров и услуг и расчетов совокупной стоимости владения, а также за счет кросс-функционального взаимодействия с различными структурными подразделениями бизнеса. Данный метод снабжения эффективен тем, что позволяет обеспечить как качество, так и прозрачную цену, работая с надежными производителями и поставщиками.

Управление категориями закупок включает в себя:

  • категоризацию закупаемых товаров, работ и услуг и определение приоритетных категорий закупок;
  • разработку (актуализацию) и утверждение закупочных категорийных стратегий по приоритетным категориям;
  • реализацию закупочных категорийных стратегий;
  • мониторинг реализации закупочных категорийных стратегий;
  • развитие поставщиков.
Объем и выгоды категорийных закупок в 2018–2022 годах, млн тенге
Показатель 2018 2019 2020 2021 2022
Объем категорийных закупок 13 948,38 41 531,68 49 716,04 109 447,54 93 618,92
Выгоды категорийного управления закупками 1 565,01 4 101,81 7 011,23 13 109,53 8 435,32

Приверженность к устойчивым закупкам

Принципы в области устойчивого развития КМГ нашли отражение в осуществлении взаимодействия с контрагентами на основе законности и прозрачности, соблюдения условий договоров, неподкупности и нетерпимости к любым проявлениям коррупции, а также в отборе контрагентов на основе комбинации факторов: лучшей цены, качества и условий, деловой репутации контрагента.

При этом КМГ выдвигает, в свою очередь, встречные обязательства контрагентам по соблюдению требований применимого законодательства, справедливого отношения к сотрудникам, неиспользования детского труда, обеспечения безопасных условий труда, защиты окружающей среды и приверженности иным принципам этического поведения.

Данные условия включены в условия договоров, заключаемых КМГ с контрагентами, в целях соблюдения трудовых прав и создания благоприятных условий труда для граждан Республики Казахстан, защиты прав детей и соблюдения экологической безопасности. По мнению КМГ, данные меры помогут уменьшить количество случаев неправомерной деятельности компаний, сотрудничающих с КМГ.

При осуществлении закупок товаров КМГ также устанавливает требования к потенциальным поставщикам о предоставлении сертификатов соответствия системе менеджмента качества.

Приверженность к устойчивым закупкам

Импортозамещение

Будучи компанией, представляющей интересы государства в нефтегазовой отрасли, КМГ ведет активную работу по импортозамещению в рамках реализации государственной программы содействия модернизации действующих и созданию новых производств посредством заключения оффтейк-договоров. Основной целью программы является поддержка частных предпринимателей, инициирующих новые производства, а также технологическое перевооружение с целью выпуска продукции, востребованной компаниями АО «Самрук-Қазына».

Механизм оффтейк-договоров предусматривает реализацию импортозамещающих проектов с отлагательным условием приобретения и поставки товаров, производство которых будет налажено в результате реализации проекта.

По итогам 2022 года дочерними организациями КМГ заключено 55 оффтейк-договоров с отечественными производителями на общую сумму 791 млн тенге.

Импортные товары в закупках
Год Сумма, млрд тенге Доля товаров, поставленных без сертификата казахстанского происхождения СТ-КZДоля товаров, поставленных без сертификата казахстанского происхождения, является долей поставленных импортных товаров за отчетный период., %
2018 173 21
2019 104 22
2020 94 20
2021 73 27
2022 90 23