Служба комплаенс
КМГ придерживается принципов добросовестности, честности и прозрачности ведения бизнеса и уделяет особое внимание их соблюдению как нашими сотрудниками, так и партнерами. В Компании утверждены Кодекс деловой этики, Политика по противодействию коррупции, Политика конфиденциального информирования, Политика в области урегулирования конфликта интересов, Политика по проверке благонадежности контрагентов и Правила внутреннего контроля для разграничения прав доступа к инсайдерской информации и недопущения возможности неправомерного использования информации инсайдерами. Помимо разработки внутренних документов, КМГ внедряет и проводит своевременные меры по соблюдению новых директив и нормативных актов антикоррупционного законодательства. В 2022 году повышение культуры и понимание трендов комплаенс-процедур являлись одними из важных направлений в деятельности КМГ.
В целях соответствия стандартам этичного поведения и добросовестного ведения бизнеса в КМГ проведена работа по обновлению существующих и разработке новых внутренних документов по вопросам комплаенс. В 2022 году внесены поправки в Политику в области противодействия коррупции и Политику конфиденциального информирования. Изменения в документе относятся к теме персональной ответственности Председателя и заместителей Председателя Правления за совершение коррупционных правонарушений их непосредственными подчиненными работниками и теме направления материалов проверки по поступившим обращениям с признаками уголовного или административного правонарушения в уполномоченные правоохранительные органы.
Следуя лучшей мировой практике корпоративного управления, Компания на постоянной основе стремится улучшать существующие корпоративные стандарты. Так, была утверждена Политика по сделкам с ценными бумагами АО НК «КазМунайГаз».
Средства информирования
В целях профилактики соблюдения прав работников организованы конфиденциальные и доступные средства информирования в режиме реального времени обо всех фактах противоправных действий со стороны как работников, так и третьих лиц. Все сообщения, в том числе анонимные, принимаются и обрабатываются операторами, далее передаются в Службу комплаенс КМГ, которая обеспечивает их профессиональное и конфиденциальное рассмотрение. За 2022 год на горячую линию поступило 109 обращений, в том числе 68 обращений — по вопросам взяточничества, коррупции или неэффективного использования средств, включая сферу закупок и снабжения, воровство или хищение, неправомерное получение подарков или иных благ работником; 41 обращение — по вопросам неравных условий найма и труда, включая неправомерный наем, повышение, увольнение работника, трудовые конфликты, неэтичное поведение. Из поступивших обращений подтверждено 22 обращения, или 21 %. На ежеквартальной основе Служба комплаенс доводит информацию о результатах рассмотрения поступивших обращений, о принятых мерах по устранению выявленных нарушений, а также мерах, предпринятых менеджментом, по недопущению нарушений Комитету по аудиту и Совету директоров КМГ. В Компании наблюдается прирост количества жалоб по сравнению с 2021 годом на 43,4%. Динамика поступающих сообщений на горячую линию демонстрирует возрастающее доверие к данному инструменту со стороны заинтересованных сторон. Компания на постоянной основе проводит оперативные профилактические меры, которые способствуют вовлеченности работников и иных лиц в использование возможностей горячей линии.
Обучение и повышение квалификации в сфере комплаенс
В рамках продвижения высоких этических стандартов ведения бизнеса и непринятия коррупции в любом ее проявлении и в рамках взаимодействия с уполномоченным органом (Агентство по противодействию коррупции Республики Казахстан) принято участие в конференции «Повышение деловой добропорядочности в бизнес-секторе Казахстана» и в международной научно-практической конференции с участием представителей зарубежных стран «Международные стандарты и меры по предупреждению коррупции». Аналогичные мероприятия проведены и в регионах. Так, в июле и октябре проведена встреча департамента Агентства по противодействию коррупции Республики Казахстан по Актюбинской области и службы превенции Агентства по противодействию коррупции Республики Казахстан с коллективом КТМ. В ноябре для работников ТОО «ПНХЗ» организована встреча с руководителем управления превенции и добропорядочности департамента Агентства по противодействию коррупции Павлодарской области. В октябре KPI и АНПЗ приняли участие в форуме, посвященном роли комплаенс-служб в защите деловой репутации госструктур и крупных компаний, организованном Антикоррупционной службой Атырауской области, в завершение форума руководители АНПЗ, АУНиГ им. С. Утебаева и Антикоррупционной службы по Атырауской области подписали трехстороннее соглашение о взаимодействии по совершенствованию комплаенс-служб в Атырауской области.
В целях повышения эффективности деятельности Службы комплаенс КМГ и его ДЗО, а также усиления контролей Компании и противодействия коррупции и мошенничеству в 2022 году для комплаенс-специалистов Группы компаний КМГ при поддержке Ассоциации комплаенс и деловой этики проведены вебинары по темам «Антикоррупционный комплаенс», «Санкционный комплаенс», проведен Compliance and Security Forum.
В целях разграничения прав доступа к инсайдерской информации и недопущения возможности неправомерного использования такой информации инсайдерами для работников КМГ проведен семинар по теме «Инсайдерская информация: вопросы правового регулирования и ответственности общества и его работников-инсайдеров».
В рамках создания эффективной системы управления конфликтами интересов, а также определения требований к поведению работников, соблюдение которых позволяет минимизировать риски принятия решений под влиянием личных интересов и связей, с 2020 года в Компании проводится всеобщее декларирование конфликтов интересов по всем работникам Группы компаний КМГ.
Служба комплаенс поддерживает развитие профессиональных компетенций и повышение квалификации комплаенс-специалистов Группы компаний КМГ. На сегодняшний день в командах комплаенс имеются специалисты с наличием профильных престижных международных сертификатов от Association of Certified Fraud Examiners и International Compliance Association и их число постоянно растет.
Дополнительно отмечаем, что команда Службы комплаенс КМГ в 2022 году удостоилась специальной награды от руководителя службы комплаенс АО «Самрук-Қазына».
Подводя итоги деятельности Компании в данном направлении, можно с уверенностью утверждать, что менеджмент Компании в 2022 году продемонстрировал понимание того, что скорость принятия решений, скорость изменений и введения инноваций — это главный фактор успеха и процветания Компании в реалиях настоящего времени. Подтверждением этому выступило то, что Международное агентство Sustainalytics при оценке ESG-рейтинга Компании в области экологии, социальной ответственности и корпоративного управления присвоило максимальную оценку (из 100 возможных) направлению КМГ по управлению коррупционными рисками, отметив высокий уровень проводимой политики по предотвращению взяточничества и коррупции.
Таким образом, проводимая работа в области комплаенс, а также получение высокой оценки от авторитетного агентства Sustainalytics свидетельствует о соответствии деятельности Компании предъявляемым требованиям антикоррупционного законодательства Республики Казахстан и степени оперативности в организации и осуществлении мониторинга комплаенс-рисков.